Образование
Образовательные программы Детского центра «Развивайка»:
Основная образовательная программа Детского центра «Развивайка» (утв.Пр №31/19 от 28.08.2019 г.)
Реализуемый уровень образования Детского центра «Развивайка» – дошкольное образование.
Форма обучения – очная.
Нормативный срок обучения – с 1-го года до 7(8) лет.
Количество воспитанников – 44 человек.
Пребывание в Детском центре – 12 часов: с 7.00 до 19.00
Основная образовательная программа Детского центра «Развивайка»
Приказ об утверждении образовательной программы
Образовательная программа на 2022-2023
Программа кружка ИЗО 2022 Мусина Т.П.
Программа развития на 2022-2025
Рабочая программа гр. раннего возраста на 2022-2023
Язык обучения – русский «Положение о языке обучения»
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Детский центр «Развивайка» представляет собой сеть «домашних» детских садов, размещённых в жилых помещениях жилищного фонда по адресам:
- г. Уфа, ул. Академика Королёва, дом 27, квартира 73;
- г. Уфа, ул. Пушкина, дом 109, квартира 1;
- г. Уфа, ул. Академика Королёва, дом 4, квартира 213;
- г. Уфа, ул. Юрия Гагарина, дом 16/1, квартира 38;
Режим работы: пятидневная рабочая неделя, продолжительность пребывания детей с 08.00 до 19.00 часов.
Деятельность Детского центра организована с учетом государственных законодательных и нормативных документов, методических рекомендаций, принятых на уровне федеральных, муниципальных органов власти и локальными нормативными актами ДОО, регулирующими организацию работы дошкольного учреждения.
В Детском центре «Развивайка» организованы разновозрастные группы, в которых проходят занятия в соответствии с возрастом ребенка:
Ранний возраст (с 1 до 3 лет)
Младший дошкольный возраст (с 3 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
Подготовительный к школе возраст (с 6 до 7 лет)
Могут быть организованы смешанные группы на разные периоды по усмотрению администрации или по заявлениям родителей (законных представителей).
Основная образовательная программа дошкольного образования Детского центра «Развивайка» (ИП Уразбаев В.М.) разработана с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).
Программа направлена на разностороннее развитие детей с 2-х мес. до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Воспитание и обучение в детском саду носит общедоступный характер и ведется на русском языке.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ включает в себя пояснительную записку, цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, принципы и подходы к формированию Программы и целевые ориентиры дошкольного образования.
Пояснительная записка раскрывает:
Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Ведущие цели Программы
- Повышение социального статуса дошкольного образования;
- Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
- Создание благоприятных условий для:
– полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
– формирования основ базовой культуры личности,
– всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
– подготовки к жизни в современном обществе, к обучению в школе,
– обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольника и забота о сохранении здоровья и эмоционального благополучия.
Достижение целей образовательной программы осуществляется путём создания в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству, через максимальное использование разнообразных видов детской деятельности и их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса, единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Принципы и подходы к формированию Программы.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ведущими принципами построения содержания являются:
– “полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
– содействие и сотрудничество детей и взрослых;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– сотрудничество Организации с семьей;
– приобщение детей к социокультурным нормам;
– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;
– возрастная адекватность дошкольного образования;
– учет этнокультурной ситуации развития детей.
– принцип развивающего образования;
– соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
– принцип интеграции образовательных областей;
– комплексно-тематический принцип образовательного процесса;
– построение образовательного процесса;
– принцип непрерывности образования.
– принцип системности.
– принципы гуманизации.
Планируемые результаты освоения программы
“Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).”
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
– ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;
– использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
– владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
– стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
– проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
– проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;
– эмоционально откликается на произведения культуры и искусства;
– у ребенка развита крупная моторика.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
– ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
– ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
– у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями;
– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
– ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности”
Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ программы раскрывает содержание образовательных областей
Содержание образования ДОО обеспечивает развитие каждого дошкольника, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями, охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Основное содержание образовательных областей определяет ФГОС ДО.
Образовательная деятельность осуществляется на русском языке, согласно учебному плану ДОО.
Социально- коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений,овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Вариативная часть проходит через все разделы образовательной программы и учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, представлены программами:
- образовательные области «Социально – коммуникативное развитие» и «Физическое развитие» дополнены и переработаны на основе Парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л.,Стёркиной Р.Б. – СПб: «Детство-пресс», 2015.
- образовательная область «Речевое развитие» представлена программой О.С. Ушаковой (О.С. Ушакова. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.- М. :ТЦ. Сфера.).
раздел «Обучение грамоте» образовательной области «Речевое развитие» дополнен и переработан с использованием Программы «От звука к букве» Колесниковой Е. В. (Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве (из опыта работы)». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. — М.: Издательство «Ювента», 2003. — 48 с.) и Журовой Л.Е. (Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. (Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.)
– образовательная область «Познавательное развитие» дополнен и переработан на основе Программы развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В. (Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 112 с.)
Петерсон Л.Г. (Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Программа развития математических представлений «Раз ступенька, два ступенька…»- М: Ювента, 2009. )
раздел «Экологическое развитие» образовательной области «Познавательное развитие» дополнен и переработан с использованием Программы С.Н.Николаевой. (Программа «Юный эколог». С.Н.Николаева Издательство: «Мозаика-Синтез», 1999. )
- образовательная область «Физическое развитие» программой «Физкультура для малышей” (Синкевич А., Большева Т.В. «Физкультура для малышей» – С-П: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»).
раздел «Художественно-изобразительная деятельность» дополнен и переработан на основе программы «Цветные ладошки» И.А.Лыковой (Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности.- М.: ИД «Цветной мир», 2015.- 144 с. )
-программой Камертон (Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. )
– программой Ф.Н. Мухаметдяновой (Ф.Н. Мухаметдянова «Музыка в детском саду».- Уфа: «Китап»,1995г).
- Ознакомление с родным краем реализуется через все образовательные области. За основу берутся парциальные программы Гасановой Р. Х. Земля отцов. (Гасанова Р. Х. Земля отцов. Программа – руководство. – Уфа: БИРО, 2004.) и «Оскон» Ф. Г. Азнабаевой, З.Г. Нафиковой.
Особенности организации работы с родителями.
На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив ДОУ стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка. ДОО использует современные формы работы с родителями.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия Учреждения с семьёй – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду для реализации общей цели: развитие личности ребенка в различных видах общения и деятельности.
Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а дошкольное учреждение будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребёнка ему на благо. Но если с этого момента родители не будут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми сталкивается ребёнок, то последствия этого непредсказуемы.
В целом взаимодействие– диалог педагога и родителей, его эффективность определяется тем, какие личности в нём участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются. Эмоциональное самочувствие ребёнка – это показатель характера взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Педагоги Учреждения вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Поэтому они подбирают различные технологии, соответствующее содержание, методы, приемы, формы, средства взаимодействия с разными типами семей.
Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включая распорядок и /или режим дня, а также особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.